Как оптимизировать складскую логистику
Заготовка сырья, обустройство промышленных сооружений, эксплуатация транспортных средств, хранение, распределение и сбыт продукции, организация торговых и информационных потоков включены в логистическую схему. Звенья этой цепи включают зоны риска и узкие места, которые угрожают степени удовлетворенности конечного пользователя. Срыв плана производства, нарушение сроков поставки, ошибки в товаросопроводительных документах, проблема с таможенным оформлением, отказ складской обработки — и клиент потерян.
Роль склада в движении товаров
Склад, как внутреннее звено цепочки поставок, работает в соответствии с планированием прибытия товаров и поставок. Контроль работы склада теряется, когда вы не можете планировать менее 70% операций хранения. Это приводит к так называемому конфликту ресурсов — ситуации, которая требует выделения и перераспределения имеющегося персонала и оборудования при одновременном выполнении задач равностепенной важности.
Отраслевая структура позволяет складам всегда находиться рядом с местными клиентами, чтобы быстро реагировать на изменения спроса, а также активно выходить на новые регионы. Оперативные возможности и диапазон вариации различных форматов розничной торговли позволяет обойти одиночных торговцев. По достижении определенного размера и оборачиваемости своей сети ограничение поставками с основного распределительного центра становится невозможным. Появляются региональные распределительные центры с фиксированной областью обслуживания клиентов и точками продаж-филиалами. Система требует резкого изменения цепочки поставок. В связи с этим требуется реорганизовать систему складской логистики следующим образом:
- Найти прямых поставщиков отгрузки на всех терминалах
- Организовать межскладское движение
- Наладить межмагазинный обмен товаром через распределительные центры
- Организовать систему кросс-докинга
- Расширить ассортимент специализированных магазинов
Сложность управления торговыми потоками в сети складов компенсирована снижением сроков поставки, гибкостью ассортимента продукции, сокращением транспортных расходов и в конечном итоге снижением остатка товаров в связи с оборачиваемостью. Система складов крупных компаний в России занимает свое место на рынке с десятками терминалов, некоторые из которых являются их собственными, некоторые арендованными и управляемыми операторами складской логистики. Управление цепочки поставок включает в себя планирование, где и в каком объеме использовать собственные средства склада и оборудования; где, как и в какой степени обращаться к аренде.
В дополнение к стандартным коммерческим рискам в сети складов многократно увеличивается риск потери контроля материальных потоков. В этом случае проблема заключается не только в сорванном плане продаж. Это может поставить под угрозу функционирование сети складов и вызвать волну форс-мажорных операций в центральном и региональных складах.
Наиболее распространенная форма хранения представляет собой набор терминалов и структуру следующих специализированных отделений:
- Центральные распределительные центры
- Региональные распределительные центры
- Региональные склады
- Склады в магазинах и других торговых точках
Как улучшить качество
Операционную гибкость хранения повышает правильное расположение складов по отношению к центру распределения и регионам решает две проблемы — локальное распространение и распределение торговых потоков в других регионах страны. Тенденция к расширению ассортимента за пределами больших городов оказывает положительное влияние на формирование сетей хранения.
Терминал — участник цепочки поставок сети — является эффективным при одновременном соблюдении ряда условий: складское помещение должно быть площадью не менее 10 000 кв.м, важно наличие железнодорожной линии, удобная связь с ближайшей автомагистралью.
Наиболее важной особенностью сетевых решений в складской логистике является требование о том, что качество услуг не зависит от места их оказания. Клиент должен быть уверен, что оператор обеспечит упорядоченный набор услуг именно там, где существует потребность заказчика. Качество сети складов связано исключительно с рыночной репутацией компании-провайдера. Оно не может зависеть от персонала или решения региональных подразделений хранения, каналов связи, технологической составляющей складского оборудования.
Сети хранения данных — современная система логистики, подтвердившая качество услуг как на уровне одного терминала, так и в масштабе сети проекта.