Управление креативом: как работать с творческими сотрудниками?

Управление креативом:
как работать с творческими
сотрудниками?
Дизайнеры, журналисты, фотографы — люди талантливые
и неординарные. При этом часто приходится
слышать об их несобранности.
Но если кто-то жалуется на неуправляемость творческих
сотрудников, он просто не умеет их организовывать.
Мы расскажем о том, как сделать это креативно
и без лишнего стресса.
В подготовке рассылки приняла участие Оксана Седашова, бизнес-тренер Moscow Business School, доцент, кандидат педагогических наук, эксперт-практик по креативному и инновационному развитию личности.
Метод кнута не работает

Формально творческие люди ничем не отличаются от всех остальных. А неформально, конечно же, разница очевидна. У «гениев» другие мотиваторы. К примеру, для них признание важнее, чем деньги. А свободный график комфортнее, чем работа от звонка до звонка.
Так что советуем скорее выбрать правильный стиль руководства, чтобы жить в мире и согласии. В научной литературе выделяют 4 модели управления:
- Авторитарная. Когда все в компании происходит по велению руководителя, а подчиненные — это послушные исполнители.
- Рыночная. Отношения в коллективе строятся по принципу «ты мне — я тебе». Такой своеобразный предпринимательский подход.
- Бюрократическая. В компании действуют четкие регламенты, распоряжения руководства не обсуждаются, а все сотрудники дисциплинированны и исполнительны.
- Демократическая (гуманистическая). Рай для креативщиков. Персонал компании — это одна большая команда, где каждому даются шансы на воплощение своих идей, даже самых грандиозных.
Гни свою линию

Главное напутствие управленцу: самому стать креативным лидером. Однако креативить «вхолостую», не зная меры и цели, — бессмысленно. Поэтому топ-менеджеры инновационных компаний придерживаются следующих принципов при руководстве командой:
- Самоуправление. Предоставьте сотрудникам поле для деятельности, не вгоняя их строгие рамки, но и не допуская произвола.
- Личная ответственность за результат. Сделайте так, чтобы каждый член команды понимал, что именно от него зависит успех проекта. Хвалите, ибо творческие люди очень любят одобрение.
- Свобода. Каждый сотрудник вправе трудиться так, как ему удобно. Работа из дома, в ночное время суток или в дневное — по сути это не важно. Главное — результат.
- Задачи по интересам. «Рутина» — самое страшное слово для креативщиков. Им скучно подолгу сидеть на одном месте, заниматься одним и тем же. Максимум три года, и истинный творец убежит, даже если вы предоставите ему бесплатные завтраки и обеды. Так что периодически меняйте все: задания, зону ответственности, проекты.
Алло, мы ищем таланты

Чтобы поиск персонала не превратился в «хождение по мукам», стоит сразу обратить внимание на тех кандидатов, которые с одинаковым успехом способны работать как в офисе, так и в общественном транспорте. И выдавать при этом уникальные интеллектуальные продукты, которых ранее не существовало, абсолютно жизнеспособные.
Совет! Во время интервью предложите претенденту простой тест. Например, такой: придумать как можно больше вариантов нестандартного использования канцелярской скрепки в течение одной минуты. Ответы кандидат записывает на бланке, который потом анализируется.
Среда обитания

Работать креативщику интереснее в кругу единомышленников. Не обязательно при этом открывать суперофисы, где можно кататься на велосипедах или лежать на медвежьих шкурах.
Креативная среда — это настрой, климат, своеобразный «уют». Все сложится замечательно, если вовремя учесть некоторые «фишки»:
- Создавайте дружеские отношения. Очень хорошо, когда в компании можно общаться свободно, без иерархии, консультироваться по всем вопросам напрямую с топ-менеджерами и проявлять инициативу.
- Поддерживайте персонал. В «одобрительном» климате идеи и предложения воспринимаются с интересом и приветствуются руководителями всех рангов. Почаще устраивайте «мозговые штурмы», чтобы все могли ощущать командный дух и позитивный настрой.
- Демонстрируйте доверие и будьте открыты. Когда каждый человек выдвигает идеи и не боится высказывать свое мнение, то эмоциональное выгорание персонал не настигнет.
- Шутите! Так появятся непринужденность, спонтанность и дружеская атмосфера.
Если звезды зажигаются…

Бывает, что сотрудник начинает тянуть одеяло на себя, почивать на лаврах успеха, и это нагнетает обстановку в коллективе. Увы, творческим людям свойственно страдать «звездной болезнью». Но в подобной ситуации на 90 % виноват руководитель, который уделял слишком много внимания тому или иному сотруднику.
Как быть в таком случае?
Правильнее всего не поучать или одергивать «звезду», а предоставить ей зоны для развития: новые задачи, где есть шанс реализовать свои амбиции.
А чтобы в дальнейшем диагноз «звездная болезнь» не подтверждался, руководителю нужно научиться видеть сильные стороны одинаково во всех. И не забывать говорить каждому об этом.
И еще помните, что с креативными людьми работать очень интересно и скучать точно не придется. Мотивируйте их динамикой, интересными задачами, устраивайте дружеские встречи. Пусть креатив бьет ключом, а ваша компания фонтанирует новыми уникальными проектами!