Новичок в компании — кто и как должен его обучать? Как сделать адаптацию быстрее, а работу эффективнее даже на первых порах?
Что если новенький не вписывается в коллектив и выступает с «дурацкими» инициативами? Давайте разберемся в этих вопросах вместе с нашим тренером!
Виктория Шухат, эксперт-практик в области управленческого развития и стратегии продвижения компании, специалист по выводу на рынок новых продуктов и услуг, автор книг по техникам продаж «Клиентоскоп» и «Как привлечь и удержать клиента».
По моим наблюдениям, в компаниях, где есть практика менторства, новички адаптируются быстрее. Их желание быть полезными увеличивается, а скорость отдачи от них растет.
Менторство — эффективный способ передачи профессиональных знаний от более опытного специалиста (ментора) к менее опытному (протеже).
На новом месте у каждого появляются розовые очки, когда все нравится, и вы преисполнены энтузиазма. Но со временем рутина наваливается и приходит разочарование. Насколько глубоко и долго будет продолжаться этот период, зависит от ментора.
Кто такой ментор?
Это человек, который помогает освоиться новичку, передает формальные и неформальные принципы работы в компании.
Его обязанности:
- Создать дружелюбную атмосферу.
- Ментор может позвать на ланч, попросить о помощи в организации мероприятия. Все это требует выхода из традиционных ролей, позволяя пообщаться в неформальной обстановке. В итоге новичку будет проще обратиться за советом — он уже будет приходить не к коллеге, а к другу.
- Показать обязанности, проконтролировать промежуточные результаты.
- Задача ментора — убедиться, что подопечный понимает все этапы работы и не стесняется задавать «дурацкие» вопросы.
- Знакомство с членами коллектива.
- Можно разослать письма с представлением нового сотрудника — это будет приятно новичку и полезно коллегам, которые поймут, что это за человек и какой у него бэкграунд.
- Дать обратную связь руководству об этом работнике.
- Ментор видит не только факты «выполнил/не выполнил», но и отношение к своим обязанностям. Есть проекты, где от человеческих качеств зависит многое, поэтому о тревожных симптомах лучше заранее предупредить начальство.
Портрет идеального ментора
- Работает не меньше года в этой компании
- Позитивно мыслящий человек
- Экстраверт
- Есть хобби
- Есть конкретные успехи на нынешней должности
«Пионер — всем ребятам пример»: ментор — это тот, на кого хотелось бы равняться. Он демонстрирует, что в этой организации можно не только урабатываться, но и жить полной жизнью: путешествовать, фотографировать, разводить цветы.
Желательно, чтобы у потенциального ментора были конкретные успехи в компании за последний год. Такие достижения нужны для понимания, почему выбрали именно этого человека.
Начальник отдела совсем не подходит на эту должность. В противном случае он должен быть безумно толерантным и бесконечно мудрым, чтобы преуспеть в менторстве.
Как поощрить ментора
«Мы не можем за это доплачивать!» — говорят многие в компаниях.
Но не обязательно выделять огромные премии, можно дать небольшую сумму как благодарность за спецоперацию.
Нематериальных способов поощрения масса, и некоторые из них гораздо приятнее денег. Наверняка сотрудника больше порадует свое место на парковке или возможность двигать рабочий график. Компании это ничего не стоит, зато какой эффект!
А вы знали, что в западных организациях быть
ментором — это огромная честь? Для сотрудников
это признание не только профессиональных,
но и человеческих качеств, социальный статус,
который ценится гораздо больше, чем финансовое
вознаграждение.
Возможные проблемы с новичками
- Человек чувствует себя покинутым, заброшенным. При этом он стесняется спросить что-либо у коллег.
- Новичок пытается бестактно навязать всем свои правила.
Даже если он предлагает отличные идеи, их подача убивает желание прислушиваться.
Решить эти проблемы — задача руководителя, старшего по званию.
Он может поговорить с новым сотрудником и принять какие-то меры.
По каким причинам нужно уволить человека раньше испытательного срока?
Разбрасываться профессионалами не стоит, но есть симптомы, после которых нужно увольнять сотрудника безусловно.
- Если человек проявляет грубость, хамство, отпускает некорректные замечания.
- Он будет портить настроение остальным, а настроение очень важно!
Ни количество денег, ни должность, ни статус не имеют значения, если сотрудникам неприятно идти в офис. И зачем держать человека, из-за которого никому не хочется появляться на работе?
- Когда человек не заинтересован в обучении.
- Некоторые компании постоянно внедряют новые продукты, технологии, идеи. Если сотрудник не готов узнавать новое, он будет отставать.
И поручить ему тот же объем задач, что и раньше, уже невозможно.
- Конфликты с имеющимися сотрудниками.
- Но здесь нужно понимать, когда человек находится в состоянии стресса, а когда он сам намеренно ставит себя в конфронтацию с окружающими и не может работать в команде.
- Невыполнение обещаний.
- Если человеку что-то поручили, а он:
- Не сделал этого
- Даже не предупредил об этом заранее
То есть он не только не справляется с задачами, но еще и не осознает, что это проблема. Отношение «никто же не умер» — очень тревожный симптом.
Что делать, если есть сомнения?
Бывает так: вроде человек не сделал ничего криминального, но есть какой-то осадок, как будто он чужой в коллективе.
В этом случае нужно дать ему задачу, не относящуюся к его прямым обязанностям. Попросите его сделать тестовый проект, организовать мероприятие, и внимательно наблюдайте за его поведением. Посмотрите, как он справляется с заданием, что именно делает, как относится к дополнительной нагрузке. Все это поможет сделать выводы, нужен ли вам такой человек в коллективе.
Когда стоит закончить испытательный срок раньше?
Когда есть ощущение, что человек всю жизнь проработал в коллективе. Совершенно органично вписался, все понимает, всем улыбается, вопросы задает.
Хороший признак — проактивная позиция. Когда новичок с незамыленным взглядом предлагает разумные и выгодные экономические решения, проявляя инициативу мягко и ненавязчиво.
Также это относится к сотрудникам, которые интересуются возможностями, выходящими за рамки прямых обязанностей. Когда работник говорит: «а давайте я сделаю это», «а давайте я помогу здесь». Все это — признаки того, что можно закончить испытательный срок гораздо раньше.
На семинарах Moscow Business School вы можете узнать больше! Изучите все секреты рекрутинга, HR-хитрости и мотивации персонала на занятиях с лучшими экспертами-практиками нашей бизнес-школы.