Налоговая оптимизация
Актуальность оптимизации системы налогового учета в компаниях различных форм собственности высока. Это связано, в первую очередь, с текущей финансово-экономической ситуацией в мире и в России в частности. В то время, когда спрос на отечественную продукцию падает, цены растут, а внутренние резервы исчерпаны, бизнес сталкивается с рядом очень сложных вопросов, касающихся сохранения своих позиций на рынке, восстановления платежеспособности, корректировки курса развития. Один из способов достижения этих целей — оптимизация налогового учета компании. Наряду с правовыми методами часто применяются и нелегальные.
Если мы говорим о незаконной оптимизации, можно привести несколько основных способов, таких как:
- Использование на практике «фирмы-однодневки» в целях снижения налоговой базы, в основном для НДС и налога на прибыль
- Использование «фирм-однодневок» с целью запустить денежные средства компании
- Использование явного противоречия, которое содержится в законодательной базе
- Выплата заработной платы в конвертах
Основные преимущества незаконных методов оптимизации — их низкая стоимость, доступность и скорость получения результатов. Но негативные аспекты такого метода очевидны: судебные разбирательства, рейдерские захваты, утрата доверия со стороны государства и потенциальных партнеров.
Что касается правовых методов оптимизации, необходимо отметить, что эти способы, как правило, дороги, трудоемки и требуют специальных знаний специалистов в области права, бухгалтерского учета, налогообложения, экономики и финансов.
Основными направлениями законных методов оптимизации являются:
- Оптимизация налогового бремени за счет дробления бизнеса на составные части с «головным центром»
- Передача части работ на аутсорсинг или выделение отдельных бизнес-единиц в самостоятельные структуры
- Аутстаффинг
- Максимальное использование всех видов льгот, предоставляемых бизнесу в соответствии с законом, в том числе использование организацией специальных налоговых режимов
Преимущества очевидны — отсутствие риска со стороны контролирующих органов, эффективное построение системы финансового менеджмента и определение центров ответственности.
В текущей финансово-экономической ситуации все больше и больше руководителей обращают свое внимание на предложения компаний, занимающихся бухгалтерским и налоговым учетом, анализом и аудитом компании, то есть на аутсорсеров. Преимущества такого сотрудничества очевидны:
- Приобретение нового квалифицированного партнера
- Снижение затрат на своих сотрудников, их обучение, профессиональное развитие
- Экономия материальных затрат — на содержание рабочего места, приобретение оргтехники, канцтоваров
- Страхование рисков, связанных с налоговыми проверками
Тем не менее, выбор аутсорсинга, которому можно доверять, например, ведение бухгалтерского учета в компании, не так прост. В последнее время конкуренция на рынке таких услуг гораздо больше — компании предлагают свои услуги по демпинговым ценам с явно недостаточным качеством предоставляемых услуг. Поэтому в таком случае следует обратить внимание на следующие факторы:
- Близость расположения к аутсорсеру места деятельности
- Опыт аутсорсинговой компании в вопросах учета
- Отношение к клиенту (индивидуальный подход)
- Гибкая ценовая политика