Стикеры в помощь! Инструкция по применению стикеров в работе с командой
Приходилось ли вам, работая над большим объемом информации, сталкиваться с ситуацией, когда возникала масса вопросов и весь материал казался разрозненным и бессвязным? Случалось ли вам тратить на это часы, а иногда и целые дни, обдумывая и споря с коллегами в поисках смысла или решения?
Идеальным и простым инструментом для таких ситуаций станут обычные стикеры, потому что они обладают 3 уникальными преимуществами:
- стикеры имеют идеальный размер для того, чтобы на них поместилась одна законченная мысль;
- они легко приклеиваются на гладкую поверхность и могут там оставаться достаточно долгое время;
- их можно легко переклеивать с места на место много раз.
На тренинге «Стикеры: визуальный способ решения проблем» я подробно разбираю ключевые методики работы со стикерами, которые позволяют ответить на вопросы:
- Как собрать воедино всю необходимую информацию?
- Как структурировать имеющуюся информацию и применить ее для решения проблемы?
В этой статье я рассмотрю два варианта применения стикеров в групповой работе.
Вариант 1. Возникла необходимость разобраться в накопившихся вопросах, по которым нет сгруппированной информации: она находится в головах участников проекта или в разных программах и приложениях.
Цель этого варианта: собрать разрозненную информацию.
Примеры вопросов для решения:
- Как повысить удовлетворенность заказчиков / посетителей кафе?
- Как организовать новую рекламную кампанию?
- Почему большинство потенциальных сотрудников отказываются от предложения о работе в нашей компании?
- Как повысить рентабельность проектов на 10%
В такой ситуации первое, что необходимо сделать, — это собрать всю информацию и зафиксировать в одном месте: как вариант, на доске или флипчарте. Для этого удобно использовать стикеры, так как после сбора информации ее необходимо будет анализировать, группировать и т. д., а стикеры в этом случае возможно многократно перемещать.
Правила для участников:
- Один стикер должен содержать одну законченную мысль.
- Информация на стикере понятная и краткая!
Плохой пример: «Много жалоб от клиентов!»
Хороший пример: «Многие клиенты жалуются на долгое обслуживание и большое количество документов».
Выгоды этого варианта:
- Экономия времени: все участники одновременно пишут на своих стикерах необходимую, на их взгляд, информацию по обсуждаемому вопросу. Никто из участников не ждет очереди, чтобы высказаться.
- Включенность всех участников: каждый участник может заполнить неограниченное количество стикеров в соответствии с оговоренными правилами. Участвуют все. Нет тех, кто тихо отсиживается в углу.
- Честная игра: нет тех, кто доминирует и не дает высказаться другим участникам. У всех равные права и возможности.
- Анонимность: стикеры можно оставить без подписи, чтобы информация была более объективной, открытой и честной.
Как организовать:
-
Определите цель и подготовьте встречу.
Для данного мероприятия понадобятся:
- аудитория, достаточная для того, чтобы в ней свободно разместились все участники;
- доска или лист флипчарта;
- стикеры для всех участников;
- ручки.
-
Создайте творческую атмосферу, дайте вводную информацию о цели встречи, раздайте участникам стикеры и ручки. На этом этапе можно использовать ассоциативные вопросы, так называемые «стимуляторы мыслительной деятельности». Это отдельные слова или фразы: «дополнить...», «заменить...», «изменить последовательность...» и т. д.
Во время работы необходимо соблюдать тишину. Ограничений по времени нет.
-
После того как все участники завершили написание, наклейте стикеры в отведенное для этого место и дайте время на ознакомление с полной информацией всем участникам.
-
Полученную информацию можно зафиксировать на листе, в электронном виде, чтобы продолжить работу с полученным списком. Но лучший вариант — это оставить на доске на несколько дней с возможностью для всех участников дополнять новыми идеями и информацией. Через несколько дней можно вернуться к дополненному списку и продолжить с ним работу.
Пример заполненной карты: «Почему большинство потенциальных сотрудников отказываются от предложения о работе в нашей компании?»

Вариант 2 применяется, когда необходимо проанализировать информацию и установить сложные взаимосвязи, а также разобраться с особо запутанными и непонятными, на первый взгляд, проблемами. Это вариант может быть использован для творческих сессий, когда необходимо проанализировать полученную информацию, например, при использовании вышеописанного варианта 1.
Цель этого варианта — показать сложные взаимосвязи между элементами информации.
Примеры вопросов для решения:
- Найти решение для сокращения скорости обработки обращений от Заказчиков
- Понять причину нарушения сроков оплаты со стороны Заказчиков
Выгоды этого варианта:
- Улучшает понимание ситуации. Анализ и установление взаимосвязей между событиями, фактами может дать ответ на вопрос: «В чем же состоит истинная причина данной конкретной ситуации?»
- База для создания плана действий. Полученная информация о взаимосвязях и истинных причинах проблемы поможет сформировать более конкретный план действий для дальнейшей работы по их устранению.
- Применение для творческих неструктурированных сессий.
Как организовать:
- Определите цель и подготовьте встречу.
- Определите принципы создания карты. Сформулируйте вопросы, которые помогут вам определить нужные стикеры и выявить между ними взаимосвязи.
- Определите корневой стикер, отражающий проблему. Используйте для его отображения стикер другого цвета. Разместите его в центре. Иногда выделяется несколько ключевых проблем для анализа, поэтому и стикеров должно быть несколько.
- Определите взаимосвязанные стикеры, последовательно задавая один и тот же вопрос. Для удобства работы расположите их рядом. Этот этап повторяется несколько раз, пока не установите все взаимосвязи.
- Добавьте стрелки, чтобы показать взаимосвязи.
- Проверьте завершенную карту.
Пример заполненной карты: «Какова причина долгой обработки обращений Заказчиков?»

Как видите, стикеры — это удобный и доступный инструмент для анализа и решения сложных задач. Они могут использоваться как для проведения рабочих встреч, Planning meeting, так и для организационных и стратегических сессий.
Бизнес-тренер Moscow Business School — Белкина Елена Николаевна
Узнать больше и записаться на семинар «Стикеры: визуальный способ решения проблем» — https://mbschool.ru/seminars/112580