Изменения — признак лидерства.
Добро пожаловать на новый сайт MBS!

close
Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies
Бизнес-школа
Стоимостной инжиниринг в строительстве
Управление маркетингом и продажами
«Путь самурая» — управление ERP-проектом в многопрофильном холдинге (на примере холдинга Media Group). Как выжить в ходе глобальной автоматизации?
Программы и курсы
Почему так важно наличие VQ для высокой продуктивности?
Что такое цели и задачи?
Стоимостной инжиниринг в строительстве
Управление маркетингом и продажами
Библиотека знаний
Почему так важно наличие VQ для высокой продуктивности?
Что такое цели и задачи?
Стоимостной инжиниринг в строительстве
Управление маркетингом и продажами
Налогообложение. Бухгалтерия
Руководитель
Бизнес
Стартап
Продажи
Закупки. Снабжение
Налогообложение. Бухгалтерия

Психология потребительского поведения: как продавать эффективно?

«Научная» организация бизнеса

Сегодня все большее количество предпринимателей стремятся «научно» подходить к организации собственного бизнеса. Увеличение объема продаж, повышение качества предоставляемых услуг, успешное продвижение собственной продукции — те цели, которые практически невозможно достигнуть без четкого и осознанного представления своей аудитории. Нередко для того, чтобы определить характеристики потенциального потребителя, необходимо проводить дополнительные исследования, которые требуют затрат как финансовых, так и временных. Для оптимизации этого процесса руководители современных компаний прибегают к психологическим методам изучения потребительского поведения.

Данная категория выходит из русла психологии, которая изучает поведение и психические процессы человека. Сама же область потребительской психологии — область относительно новая. В США, где к этой проблематике стали подходить с научной точки зрения впервые, относительно подробные учебники по этой дисциплине появились только в 1960-ых гг.

Классическое описание поведения потребителей включает в себя деятельность, непосредственно вовлеченную в обретение, потребление и избавление от продуктов, услуг, идей, включая процессы принятия решений, предшествующие этой деятельности и следующие за ней. На практике это означает, что в этот процесс включаются все стадии покупки. То есть человек, приобретая товар, делает это не стихийно, а осознает свою потребность в нем, и после — оценивает качества и делает выбор в пользу повторения своего опыта или перехода к другому производителю товаров или услуг.

Поведение потребителя, таким образом, для руководителя компании является постоянным процессом, который нельзя игнорировать. На течение этого процесса огромное влияние оказывает жизненный стиль потребителя. А само приобретение продукции — это стремление либо поддержать, либо улучшить свой образ жизни.

Что нужно покупателю?

В целом, при анализе потребительного поведения, необходимо учитывать, как минимум, два аспекта: удовлетворение потребностей и исполнение желаний. Для первоначального исследования достаточно просто собрать информацию о том, что, где и когда приобрел человек. Для того, чтобы понять, почему он сделал выбор в пользу определенного товара, необходимо изучить более сложные аспекты мотивации.

Дж. Катон в своей работе «Могущественный потребитель» указывает на сочетание материальных и психологических феноменов. Так, спад производства, изобилие продукции на рынке, инфляция могут стать одновременно как следствием, так и причиной поведенческих аттитюдов (поступков). Здесь уже необходимы определенные знания как в области экономики, так и в сфере антропологии и психологии.

При глубинном мотивационном анализе поведения потребителей необходимо учитывать несколько принципов:

  • Принцип гештальта (общая закономерность мировосприятия). То есть если мы хотим понять, какой продукт необходим человеку, мы должны воссоздать картину применения этого товара. Когда мы продаем кухонные принадлежности, нужно проанализировать образ добычи продуктов питания, способы их приготовления, мы должны представить, какой товар будет наиболее удобный для использования
  • Принцип «айсберга». Всегда важно учитывать, что мотивация приобретения того или иного товара не всегда очевидна и лежит на поверхности. Часть причин, на основе которых действительно совершается выбор, может быть не ясна до конца даже самому потребителю. Самая большая ошибка, которую можно допустить в реализации этого принципа во время исследования — задать прямой вопрос «почему». Дать объяснение собственной мотивации покупателя чаще всего не в состоянии
  • Динамический принцип. Человеческая мотивация не является постоянной величиной. Любые конъюнктурные изменения способны повлечь за собой ряд последствий и в потребительском поведении. Например, в периоды экономической стагнации и кризисов логичным было бы предположить, что люди перестанут покупать предметы роскоши. Однако практика показывает, что психологическая реакция людей с достатком — окружить себя предметами роскоши, чтобы «отгородиться» от экономических неурядиц. Именно поэтому необходимо следить за настроениями и реакциями потребителя на проявления рыночной активности.
  • Принцип образности и символизма. За каждым товаром стоит идея, которая либо соответствует образу потребителя, либо нет. Главное, не пытаться захватить рынок полностью, потому что в противном случае компания будет продавать определенные качественные характеристики, а не идею. И тогда формирование лояльности именно к вашему продукту не произойдет.

Результаты подобных исследований носят интерпретационный или дескриптивный характер. В первом случае исследователи пытаются дать ответ на вопросы «почему?» в рамках потребительского поведения. Во втором — описываются модели поведения, последовательность действий и т.д. В каждом конкретном случае тип результатов определяется самостоятельно в зависимости от поставленных целей. Важно помнить только об одном: любые исследования начинаются с выдвижения четкой и понятной гипотезы, которую выводы из анализа подтверждают или нет.

Реклама: убеждение и мотивация

Результаты исследования должны найти свое отражение в продвижении продукции. Психология рекламы такова, что она должна объяснить идею применения товара или услуги. Если рекламную кампанию выстроить грамотно с точки зрения потребительской психологии, то она должна выполнять следующие функции:

  • Привлечение клиентов
  • Увеличение продаж
  • Регулирование сбыта

Реклама обеспечивает обмен между продавцом и покупателем. Чтобы этот процесс был оптимальным, необходимо сочетание следующих условий:

  • У обеих сторон должны быть такие предметы, которые будут представлять ценность для контрагента
  • Обе стороны должны быть готовы вступить в коммуникационный процесс (сюда включается и сервис, и последующее обслуживание товара)
  • Каждая сторона должна быть свободна в своем выборе, и избегать прямого давления
  • Каждая сторона должна быть уверенна в целесообразности совершаемых действий (это относится к категории формирования потребительской лояльности)

Каждый из участников такого обмена будет оценивать и сравнивать соотношения «результат/вклад» в рамках таких отношений. Поэтому следует четко прибегать к наработкам психологической науки, чтобы понимать своего покупателя и уметь видеть себя, как продавца, со стороны.

Понравилась статья?

поделитесь с друзьями

рекомендуемые курсы
Пройдите обучение на практических бизнес-семинарах Moscow Business School, если хотите сменить сферу деятельности или укрепить свои позиции на рабочем месте

НУЖНА КОНСУЛЬТАЦИЯ?

Оставьте контакты, и мы свяжемся с вами
+7
Принимаю условия Пользовательского соглашения
Согласен на получение рассылок

Спасибо!

Ваша заявка успешно отправлена. Наши менеджеры обязательно свяжутся с вами в рабочее время. Пожалуйста, ожидайте звонка или письма на указанную электронную почту.

Пользовательское соглашение

  • Я (Клиент), настоящим выражаю свое согласие на обработку моих персональных данных, полученных от меня в ходе отправления заявки на получение информационно-консультационных услуг/приема на обучение по образовательным программам.
  • Я подтверждаю, что указанный мною номер мобильного телефона, является моим личным номером телефона, выделенным мне оператором сотовой связи, и готов нести ответственность за негативные последствия, вызванные указанием мной номера мобильного телефона, принадлежащего другому лицу.

    В Группу компаний входят:

    • ООО «МБШ», юридический адрес: 119334, г. Москва, Ленинский проспект, д. 38 А.
    • АНО ДПО «МОСКОВСКАЯ БИЗНЕС ШКОЛА», юридический адрес: 119334, г. Москва, Ленинский проспект, д. 38 А.
  • В рамках настоящего соглашения под «персональными данными» понимаются: персональные данные, которые клиент предоставляет о себе осознанно и самостоятельно при оформлении заявки на обучение/получение информационно консультационных услуг на сайтах компании: www.mbschool.ru и www.mba.ru , а так же на поддоменах в адресных зонах www.mbschool.ru и www.mba.ru (а именно: фамилия, имя, отчество (если есть), год рождения, уровень образования клиента, выбранная программа обучения, город проживания, номер мобильного телефона, адрес электронной почты).
  • Клиент — физическое лицо (лицо, являющееся законным представителем физического лица, не достигшего 18 лет, в соответствии с законодательством РФ), заполнившее Заявку на обучение/на получение информационно-консультационных услуг на Сайта Группы компаний, выразившее таким образом своё намерение воспользоваться образовательными/информационно-консультационными услугами Группы компаний.
  • Группа компаний в общем случае не проверяет достоверность персональных данных, предоставляемых Клиентом, и не осуществляет контроль за его дееспособностью. Однако Группа компаний исходит из того, что Клиент предоставляет достоверную и достаточную персональную информацию по вопросам, предлагаемым в форме регистрации (форма Заявки), и поддерживает эту информацию в актуальном состоянии.
  • Группа компаний собирает и хранит только те персональные данные, которые необходимы для проведения приема на обучение/получения информационно-консультационных услуг у Группы компаний и организации оказания образовательных/информационно-консультационных услуг (исполнения соглашений и договоров с Клиентом).
  • Собираемая информация позволяет отправлять на адрес электронной почты и номер мобильного телефона, указанные Клиентом, информацию в виде электронных писем и СМС-сообщений по каналам связи (СМС-рассылка) в целях проведения приема для оказания Группой компаний услуг, организации образовательного процесса, отправки важных уведомлений, таких как изменение положений, условий и политики Группы компаний. Так же такая информация необходима для оперативного информирования Клиента обо всех изменениях условий оказания информационно-консультационных услуг и организации образовательного и процесса приема на обучение в Группу компаний, информирования Клиента о предстоящих акциях, ближайших событиях и других мероприятиях Группы компаний, путем направления ему рассылок и информационных сообщений, а также в целях идентификации стороны в рамках соглашений и договоров с Группой компаний, связи с Клиентом, в том числе направления уведомлений, запросов и информации, касающихся оказания услуг, а также обработки запросов и заявок от Клиента.
  • При работе с персональными данными Клиента Группа компаний руководствуется Федеральным законом РФ № 152-ФЗ от 27 июля 2006г. «О персональных данных».
  • Я проинформирован, что в любое время могу отказаться от получения на адрес электронной почты информации путем направления электронного письма на адрес: mbs@mbschool.ru. Также отказаться от получения информации на адрес электронной почты возможно в любое время, кликнув по ссылке «Отписаться» внизу письма.
  • Я проинформирован, что в любое время могу отказаться от получения на указанный мной номер мобильного телефона СМС-рассылки, путем направления электронного письма на адрес: mbs@mbschool.ru
  • Группа компаний принимает необходимые и достаточные организационные и технические меры для защиты персональных данных Клиента от неправомерного или случайного доступа, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий с ней третьих лиц.
  • К настоящему соглашению и отношениям между Клиентом и Группой компаний, возникающим в связи с применением соглашения, подлежит применению право Российской Федерации.
  • Настоящим соглашением подтверждаю, что я старше 18 лет и принимаю условия, обозначенные текстом настоящего соглашения, а также даю свое полное добровольное согласие на обработку своих персональных данных.
  • Настоящее соглашение, регулирующее отношения Клиента и Группы компаний действует на протяжении всего периода предоставления Услуг и доступа Клиента к персонализированным сервисам Сайта Группы компаний.

ООО «МБШ» юридический адрес: 119334, г. Москва, Ленинский проспект, д. 38 А., этаж 2, пом. ХХХIII, ком. 11.

Адрес электронной почты: mbs@mbschool.ru

Тел: 8 800 333 86 68, 7 (495) 646-75-17

Дата последнего обновления: 28.11.2019 г.

Пользовательское соглашение

Согласие на получение рекламной и информационной рассылки

  1. Настоящим согласием Пользователь, действуя в своём интересе, даёт согласие на получение рекламных и информационных сообщений АНО ДПО «Московская бизнес школа» (далее — "Оператор"),касающихся предоставления образовательных и информационно — консультационных услуг.
  2. Предоставлением настоящего согласия является проставление галочки/отметки в окне «Согласен на получение рекламных и информационных сообщений» на сайте Оператора.
  3. Предоставляя настоящее согласие, Пользователь предоставляет право Оператору и (или) партнёру Оператора на отправку ему рекламных и информационных сообщений посредством направления Push, SMS и Email — рассылки, а также на обработку персональных данных (ФИО, адреса электронной почты, номера телефона) с целью направления информации, указанной в настоящем пункте.
  4. Настоящее согласие является бессрочным.
  5. Одновременно уведомляем о возможности немедленно прекратить рассылку в случае получения от Вас такого требования.
  6. Согласие может быть отозвано Пользователем в любой момент путём направления запроса по контактным данным Оператора или путём отказа от рассылки с использованием инструкций, содержащихся в тексте рассылки.