Столкнуться с ними можно где угодно, в том числе — в собственном коллективе.
Жаловаться, терпеть или увольняться? Эксперт-практик в области бизнес-коммуникаций, делового протокола и этикета Алевтина Рогова рассказывает, что такое харассмент, чем он опасен и как пресечь его на работе.
Бизнес-этикет для чайников
Неуместные знаки внимания — вроде еще не домогательства, но уже не деловое общение. Если вы хорошо знакомы с правилами бизнес-этикета, то распознать и остановить такие безобидные действия будет нетрудно.
Знаки внимания, которые выходят за границы деловой этики:
- Продолжительный, навязчивый взгляд в глаза
- Пристальный взгляд на губы или скользящий по фигуре
- Неуместные комплименты
- Нарочитое нарушение деловой дистанции, приближение больше чем на 60 см
- Прикосновения к телу, кроме рукопожатия
Все это может быть попыткой флирта или проявлением симпатии. Ничего криминального, но если это навязчиво и неприятно, стоит пресечь такое поведение. Равнодушный взгляд, отсутствие реакции — адекватный человек сразу все поймет. В крайнем случае можно сказать прямо, что такие действия для вас недопустимы. Главное — говорить это решительно и спокойно, без улыбки и кокетства.
Осторожно, харассмент!
Напоминаем: любые действия насильственного характера — это харассмент.
К ним относятся:
- Объятия, поцелуи
- Прикосновения к интимным частям тела
- Склонение к интимным действиям, шантаж и намеки
Чаще всего харассмент происходит там, где есть иерархия.
Агрессор (стоящий выше) загоняет жертву в ловушку: или она играет по его правилам, или ее ждут проблемы.
Почему не нужно молчать
Харассмент в большинстве случаев связан не с реальным желанием секса, а с ощущением власти и безнаказанности. Безмолвно терпеть или бежать с места работы — плохой выбор. Агрессор лишь убедится в собственной неуязвимости, и все повторится: не с вами, так с другим. История Харви Вайнштейна — наглядный пример, как один человек может годами терроризировать десятки молчаливых жертв, запугивая их своим высоким положением.
Что делать
Есть несколько сценариев развития событий.
-
Первый: обращение к руководителю, стоящему выше обидчика. Начальник уже решит, какие меры применить (или не применить). При положительном исходе вы остановите харассмент и сохраните рабочее место.
-
Второй: обращение к юристу. В зависимости от ситуации нужно или добиваться возбуждения уголовного дела за принуждение к сексу, или подать судебный иск в связи с ущемлением трудовых прав.
! В обоих случаях необходимо предоставить доказательства: скриншоты переписки, записи разговоров.
-
Третий: увольнение. Если все предыдущие меры не сработали, если вы попали в компанию, где харассмент — стиль жизни, то лучше покинуть место работы.
Я — начальник. Как пресечь возможный харассмент в коллективе? Проведите беседу с сотрудниками на эту тему. Объясните, что допустимо и недопустимо в деловой обстановке, и дайте понять, что примените максимально жесткие меры к нарушителям.
Moscow Business School советует всем руководителям обновить знания в области бизнес-этикета и лишний раз убедиться, что подчиненных ничто не отвлекает от выполнения обязанностей. Пусть девизом вашего коллектива станут уважение к личным границам, тактичность и внимательность друг к другу.