Четыре рабочих часа в день. Будущее или утопия?

рабочих часа
в день. Будущее или утопия?
Речь, безусловно, идет об общем, полномасштабном переходе с привычного нам восьмичасового рабочего дня на четырехчасовой. И на сегодняшний день такой переход — это, конечно, утопия. И в ближайшем будущем — тоже. Естественно, если такое событие и случится, то сокращение рабочего времени будет не одномоментным, а постепенным. Это становится очевидно, когда во внимание принимается большая географическая протяженность нашей страны и вследствие этого явная неравномерность экономического и технического развития различных регионов. Эксперты считают, что всеобщее введение четырехчасового рабочего дня в нашей стране будет возможно только через сто лет, и это — при сохранении современных тенденций развития экономики, технологий и общества в целом. Но это не значит, что четырехчасовой рабочий день не будет практиковаться в рамках различных предприятий и организаций, а, может быть, и целых отраслей. Но в масштабах всего государства — это очень долгосрочная перспектива. Гораздо более вероятным в ближайшем будущем представляется переход на четырехдневную рабочую неделю, о чем уже не раз заявлялось на различных уровнях.
Почему вообще периодически возникает вопрос об уменьшении продолжительности рабочего времени? Так или иначе длительность рабочего дня менялась, и в разные времена составляла и 10, и 16 часов. Это было вызвано, прежде всего, тем, что предприятия должны были работать практически без остановок, и оптимальный производственный цикл в зависимости от отрасли составлял тогда как раз от 10 до 16 часов.
Только в 1914 году американский промышленник Генри Форд установил норму восьмичасового рабочего дня при сорокачасовой пятидневной рабочей неделе. Идея была не нова — еще в 1817 году английский философ, педагог, социалист и реформатор Роберт Оуэн сформулировал свою идею восьмичасового рабочего дня в виде девиза: «Восемь часов — труд, восемь часов — отдых, восемь часов — сон». Генри Форд, вводя восьмичасовой рабочий день, преследовал цель предоставления своим рабочим финансовых (а зарплата на его предприятиях осталась неизменной при сокращении рабочего времени) и временных возможностей для приобретения потребительских товаров, которыми и являются автомобили. Это же нововведение повысило конкурентоспособность Ford Motors.
Что касается России, то еще в 1897 году рабочий класс трудился по одиннадцать с половиной часов в сутки, и это являлось законодательной нормой. В начале ХХ века средняя продолжительность рабочего дня составляла от 9,5 до 10,5 часов для взрослого пролетариата, и 7,5 — для малолетних работников.
После Великой Октябрьской Социалистической революции, 11 ноября 1917 года был издан Декрет Совета Народных Комиссаров, узаконивший восьмичасовой рабочий день при шестидневной рабочей неделе. Но в рабочее время включалось подготовительно-заключительные операции (время подготовки машин, подготовка и уборка рабочего места). Впервые пятидневка была введена в начале 30-х годов, а во время Великой Отечественной войны был вновь введен шестидневный рабочий цикл, и рабочая неделя стала составлять 48 часов, что было продиктовано оборонной доктриной нашей страны.
В начале 60-х годов, после окончания послевоенного восстановительного периода рабочий день был сокращен до 7 часов при шестидневной рабочей неделе, а в 1967 году был введен пятидневный рабочий цикл. В 1977 году в СССР была конституционно закреплена 41-часовая рабочая неделя, а в 1991 году законом была установлена 40-часовая продолжительность рабочего времени в неделю. В настоящее время статья Трудового Кодекса Российской Федерации закрепила продолжительность рабочего времени не более 40 часов в неделю. Однако, это не означает пятидневную рабочую неделю, что коррелирует с предложениями о сокращении рабочей недели с пяти до четырех рабочих дней.

Но пандемия COVID-19, повлекшая локдаун, заставила по-новому задуматься не столько о сокращении рабочего времени, сколько о его оптимизации. Сложившаяся ситуация ударила прежде всего по малому и среднему бизнесу, и вынудила многих предпринимателей искать эффективные способы выживания в новых условиях. До этого к нерациональному использованию временных ресурсов, особенно в условиях офисной работы, относились, скажем, более-менее спокойно, на многое закрывались глаза. Практически всем было ясно, что лишь 4-5 часов присутствия рядового офисного сотрудника на рабочем месте используются по назначению. Остальное время тратится на разговоры, перекуры, перекусы, соцсети, интернет и т.п. Выведение 30 и более процентов сотрудников на «удаленку» продиктовало и новый подход к оптимизации рабочего времени посредством более четкого планирования деятельности, постановки актуальных задач, исключения неделового общения. Ну и, безусловно, многим пришлось сократить штат сотрудников и рабочее время — только это могло стать спасением в сложившейся ситуации. То есть первая причина введение сокращенного рабочего дня — экономическая.
Некоторые эксперты считают, что введение четырехчасового рабочего дня сможет решить проблему занятости населения: введение посменной четырехчасовой работы позволит охватить тех, кто сейчас не трудоустроен. Но в этой связи возникает вопрос: что же выберут люди в освободившиеся часы — доход или досуг. И сегодняшняя ситуация не дает однозначного ответа — велика вероятность, что введение четырехчасового рабочего дня при сегодняшнем менталитете скорее всего подтолкнет людей к дополнительным заработкам. Даже если предположить, что доход при четырехчасовой занятости останется таким же, что и при восьмичасовой (что весьма сомнительно), то под лозунгом «хотя всех денег и не заработаешь», люди пойдут массово подрабатывать, что называется, по привычке. Да это и понятно — новое мышление должно родить новую систему, а не наоборот.
И говоря о новом мышлении, стоит упомянуть уже существующий опыт внедрения сокращения рабочего времени в условиях коммерческих предприятий. Так, например, в японской дочерней компании Microsoft была введена четырехдневная рабочая неделя с дополнительным выходным в пятницу. В результате выросла производительность труда, снизилось количество больничных и отгулов, были сэкономлены электроэнергия и канцтовары. Надо заметить, что все совещания, планерки были урезаны или проходили онлайн.
Подобный опыт был применен и в Германии, где в виде эксперимента был введен пятичасовой рабочий день. Но все деловые переговоры были ограничены пятнадцатью минутами, телефоны сдавались перед приходом на рабочее место, всё неделовое общение, включая социальные сети, было запрещено. И компания осталась на том же уровне производительности, что и при восьмичасовом рабочем дне.
И тот, и другой пример вроде бы убеждают нас в эффективности снижения рабочего времени. Однако, и в первом, и во втором случае речь идет всего лишь о его оптимизации. Это сродни тому, как перетряхнуть старый гардероб, выбросить все вещи, которые занимают место, и которые вы все равно не носите. То есть здесь мы не говорим о введении какой-то принципиально новой схемы работы предприятия, о какой-то технологической реновации. Просто людей заставили заниматься делом на работе, а не тратить попусту рабочее время. В общем, это вопрос внутренней производственной дисциплины, что и нашим бы предпринимателям взять на заметку.

Естественно введение, пусть и постепенное, четырехчасового рабочего дня введет изменение технологических схем (что будет весьма затратным), приведет к кардинальному изменению логистики, сокращению производственных задач, выполняемых одним работником за рабочий день. То есть пока что экономия при переходе на сокращенный рабочий день представляется весьма иллюзорной.
Кстати, в Российской Федерации уже давно практикуется сокращенный рабочий день для некоторых специальностей: логопеды, воспитатели, металлурги, врачи, строители, ветеринары, работники транспорта, электромонтеры высоковольтных линий, электротехники, вальщики леса и т.д.; а также категорий граждан: от четырнадцати до пятнадцати лет — 4 часа, от пятнадцати до шестнадцати лет — 5 часов, от шестнадцати до восемнадцати лет — 7 часов и т.д. Мы привели этот очевидный пример с тем, чтобы показать, что ничего принципиально нового и принципиально сложного в организации сокращенного рабочего дня в каких-то частных случаях нет. Но еще раз повторимся, в организации всецелого перехода страны на четырехчасовой день безусловно трудности будут и немалые.
Что же еще является причинами, побуждающими поднимать вопрос о сокращении рабочего дня. Некоторые исследователи считают, что цифровизация, бурный рост новых технологий, автоматизация и роботизация рано или поздно приведут к сокращению и рабочего штата, и рабочего времени. Но перспектива перехода всех отраслей нашей страны на робототехнику воспринимается пока, как нечто футуристическое. Хотя пандемия показала, что некоторые отрасли вполне способны функционировать с помощью удаленного обслуживания. Но человеческий фактор при этом никто не отменял, а технологии не смогли пока что сократить рабочее время, хотя и сделали многие сервисы более удобными. А вот вопрос переучивания на новые технологии уже сейчас встал достаточно остро. Так же стоит остро и вопрос перепрофилирования на новые профессии. Если же развитие робототехники и цифровой экономики будет активным, то это в будущем сможет разгрузить людей и сократить рабочее время. Вопрос только: когда это произойдет?
Следующей причиной возникновения идей о сокращении рабочего времени выделяют возросшую дегуманизацию жизни за счет того, что львиную долю времени человек проводит на работе, в пути на работу, в пути с работы. То есть личное время человека в настоящий момент значительно сокращено. Его не хватает на общение с близкими, на увлечения, на досуг и полноценный отдых. Считается, что такое нарушение баланса между личной жизнью и работой приводит не только к хроническому переутомлению, но и увеличивает риск сердечно-сосудистых и эндокринных заболеваний, нервных и психических расстройств. И вот следующая позиция на наш взгляд вместе с обозначением проблемы дает реальные пути ее решения. Хотя, вероятно, и не для всех.
Научный подход к рациональному распределению рабочего времени, ставший очень модным в последние десятилетия, можно обозначить следующей причиной возникновения желания сократить рабочее время. Речь идет о биоритмах человека, а, если конкретней, то об ультрадианных ритмах, которые представляют собой ритмы активности человека длительностью меньше суток. Это, например, фазы быстрого и медленного сна, процессы выделения и секреции, концентрация внимания и т.п. Собственно последние ритмы и являются основными в теории создания биоритмического рабочего дня. То есть если вы любите вставать раньше, то есть вы — «жаворонок», то ваша основная рабочая активность приходится на период от 7 до 13 часов, при этом вся работа делится на выполнение конкретных задач в промежутках от 90 до 120 минут, за этим следует 20-минутный перерыв; если же вы — «сова», то ваше рабочее время — от 13 до 19 часов с такими же временными промежутками на работу и отдых. Надо также заметить, что отдых в 20-30 минут — это не просто «валяние дурака» или «полный релакс» — это может быть смена деятельности и переключение на другую, менее приоритетную задачу. Это позволяет мыслительным и созидательным процессам не «замыливаться» и через некоторое время включиться в выполнение приоритетной деятельности.
В общем, опять же вопрос стоит в грамотной организации рабочего времени и правильном и адекватном планировании актуальных задач.
Минус данной системы — и существенный — это избегание многозадачности. То есть весь процесс работы необходимо разбить на множественные подзадачи или микрозадачи с периодическим контролем их выполнения, что, безусловно, будет являться весьма трудозатратным мероприятием. Такая система может стать актуальной при достаточной автоматизации производств, когда время непосредственного участия человека в процессе будет сведено до минимума, и в приоритете станет контроль за технологическими процессами, а не их исполнение.
Подытоживая все сказанное, хочется отметить, что во всех наших примерах лейтмотивом звучала правильная организация рабочего времени. И последние тенденции в микробизнесе это доказывают. С появлением такого феномена, как «самозанятый гражданин», вопрос о сокращении и грамотном использовании рабочего времени снимается с повестки сам собой.
Нам всем надо учиться беречь наше время. И если мы научимся экономить свое, то, уверена, мы будем деликатнее относиться и к рабочему, а, главное, — личному времени наших сотрудников и подчиненных.
Рекомендованные программы: