Бизнес по лицензии: как открыть франшизу?
Бизнес по лицензии:
как открыть франшизу?

Начать свое дело, не изобретая велосипед и не пробивая себе
место на рынке в жесткой борьбе с конкурентами?
Сразу же получить имя, признание клиентов и работающую
бизнес-модель? Возможно.
Если вы — франчайзи известной и успешной компании.
О плюсах и минусах такого бизнес-решения, а также о том,
что нужно учесть, начиная работать по франшизе, рассказала
тренер Moscow Business School Анна Бочарова.

Плюсы ведения бизнеса
по франшизе

Франчайзинг — это форма лицензирования, при которой одна сторона предоставляет другой возмездное право действовать от своего имени, используя товарные знаки и / или бренды франчайзера. В чем же плюсы работы на большую и известную компанию?
-
Гарантированный результат
Предпринимателю предлагают готовые, проверенные временем
и отраслевыми рынками решения, относительно гарантирующие
получение положительного финансового результата, а это,
в свою очередь, помогает избежать многих потерь:
как временных, так и финансовых.Например, успешная франшиза «Додо Пицца» предоставляет своим
партнерам закупочные матрицы для оборудования, готовые
инструкции для персонала, работающие маркетинговые материалы
и многое другое. В сети работают 22 пиццерии и еще 28 находятся
в стадии открытия. Так, в Смоленске точка доставки заработала
2 288 868 рублей. -
Поддержка компании-владельца
Некоторые компании —владельцы франшизы предлагают для своих франчайзи программы консультационной поддержки и, по сути, «ведут» компанию в период ее становления на территории. Иногда бизнес-партнеры могут совместно использовать определенные ресурсы, например, логистические, юридические, сырьевые. Объем такой поддержки определяется в договоре и является одним из условий привлекательности франшизы.
Как выбрать
оптимальные условия?

Итак, решение о работе по франшизе принято, теперь нужно определиться с деталями и выбрать франчайзера.
-
Считаем деньги
При выборе условий учитывайте свое финансовое состояние максимально реально. Достаточно ли у вас средств, если, например, условиями франшизы предусмотрен паушальный платеж в значительном размере, сколько свободных денег останется после его уплаты. Паушальный платеж — одноразовая выплата франчайзеру за вход на рынок под известной торговой маркой.
-
Дело по душе
Оцените выбранные вами продукт / услугу / технологию, которые передаются по франшизе. Верите ли вы с успех бизнеса?
-
Сложности перевода
Многие иностранные бренды требуют проверки деловой репутации потенциального нового франчайзи, определенного объема покупки, жестко контролируют исполнение требований по работе с брендбуком, включая в договор весомые штрафные санкции за неисполнение стандартов. В российской практике с каждым годом заметно смягчение требований к новым партнерам. Учитывайте эти обстоятельства при выборе будущего делового партнера.
-
Личное общение
В процессе первичных переговоров определиться с выбором партнера поможет общая картина взаимоотношений. Оцените, насколько внимательно и подробно представитель франчайзера отвечает на ваши вопросы и сомнения. Предоставляет ли менеджер направления информацию и документы в ответ на ваши запросы? Открыта ли информация о других франчайзи компании? Есть ли реальные примеры успеха?
Заключаем договор

Если ответ на все вопросы положительный, продукция, которую вы собираетесь производить по франшизе, вам по душе, а финансов достаточно для взаимодействия с франчайзером, — смело переходите к заключению договора.
-
Читайте внимательно
В процессе выбора франшизы полезно составить check-list, в который необходимо занести конкретные вопросы к владельцу франшизы. Обратите внимание на условия предоставления права пользования товарным знаком и продуктом, уточните сколько, за что конкретно и с какой периодичностью вы будете платить франчайзеру.
-
Учитывайте штрафы
Особое внимание уделите вопросам взаимной ответственности сторон по исполнению договоренностей, разберитесь совместно с юристом в предусмотренных штрафных санкциях со стороны партнера, а также обеспечьте защиту своих интересов в случае нарушения франчайзером обещаний.
-
Все изменения договора — только вместе
Исходя из российской практики, можно дать рекомендацию — не включайте в договор возможность одностороннего изменения условий сотрудничества, подробно распишите процедуру согласования и внесения изменений в отношения франчайзи и франчайзера.
Риски —
на минимум

Итак, договор заключен, и вы начинаете работать по франшизе. Вот несколько советов для процветания вашего дела.
-
Два обязательных правила
Риски франчайзи полностью совпадают с рисками ведения любого другого бизнеса. Управлять ими возможно при соблюдении двух правил: документируйте отношения с каждым партнером и рассматривайте каждую рабочую ситуацию с разных управленческих позиций.
-
Особый путь — не для вас
Все истории неуспеха в российской практике франчайзинга в 90 % случаев связаны с неисполнением франчайзи требований и рекомендаций франчайзера. Все попытки «пройти собственным путем» идут в разрез с серьезной аналитической и плановой работой сотрудников франчайзингового отдела и нередко противоречат отраслевым тенденциям. Как следствие, мы наблюдаем недостижение желаемых результатов бизнеса и разочарование в самой идее работы под наставничеством сильного и опытного бренда.
-
У страха глаза велики
Многие начинающие франчайзи искренне верят в то, что франчайзер со временем «выкинет» их из бизнеса, заняв уже известную конечному потребителю территорию и начав работать самостоятельно. Такие страхи беспочвенны и характерны для тех компаний, которые невнимательно относятся к существенным условиям договора или же не имеют обширных знаний в управлении.
И помните, если вы верите в собственный успех, регулярно проходите обучение по разным аспектам бизнеса от управления персоналом до маркетинговой стратегии, вы сможете достойно противостоять любым трудностям.
Популярные франшизы

Рестораны
McDonald’s
в год для 1 ресторана

Кофейни
Coffeeshop
Company
инвестициях
4–10 млн руб.

Модная
одежда ZARA
при инвестициях
3 млн руб.

Автозаправки
«Лукойл»
прогнозируемая
среднемесячная
прибыль —
170 000 руб.

Детское шоу
«Сумасшедшая
наука»
инвестициях
200 000 руб.

Квесты
«Клаустро-
фобия»
инвестициях
6 млн руб.